Осень. Обычно в это время года деревья и другие растения спешат избавиться от лишнего груза — плодов и листвы, чтобы с новыми силами воспроизвести на свет в будущем году что-нибудь еще более свежее и привлекательное. Судя по всему, разработчики спортивных игрушек действуют по тому же принципу. Каждой новой осенью урожай этих самых игр становится все обильнее и обильнее, его плоды все красочнее и крупнее (по объему в том числе), так что шансов умереть от безигрового голода у нас не остается. Но не все так здорово на этом празднике жизни. Самое желанное для множества игроманов растение уже который год не растет вверх, покоряя все новые и новые высоты, а лишь заменяет свои старые ветви более свежими, молодыми. При этом не обращая внимания на то, что далеко не все старые ветки требуют замены, а многие новые и вообще не нужны в этом мире, лишь зря закрывая доступ к свету и кислороду своим сестрам.
Я прошу у вас всех прощения за этот экскурс в игровую ботанику, но сегодняшний обзор будет крайне непростым. Разговор пойдет о FIFA 2000 — столь долгожданном творении компании EASports на ниве футбольных симуляторов. Выход этой игры вызвал в игроспортивном мире бурную реакцию, от восторженных возгласов до негодующих криков, переходящих в забрасывание создателей игры всевозможными предметами — от камней до тухлых помидоров. Мы попробуем разобраться, почему новая версия игры, разработка идей которой продолжается уже почти десяток лет, так сильно разочаровала множество людей — поклонников самого популярного вида спорта на нашей планете. Основная часть этого обзора посвящена сравнению новой версии FIFA с предыдущим ее вариантом — FIFA 99. Поэтому я заранее прошу прощения у тех читателей, которым не довелось с ней познакомиться. Если описывать FIFA 2000 'с нуля', то картина получится не особенно объективной и даже довольно однобокой.
Приключения FIFA'льянцев в России
Не секрет, что, благодаря неповторимым особенностям нашей страны, русские геймеры получают свежайшие компьютерные игры намного раньше их официального выхода 'за бугром'. Самым ярким примером в семействе спортивных игр стала ситуация с FIFA’99, финальная версия которого появилась на наших прилавках почти за месяц до выхода лицензионной игры. Есть подозрения, что в EASports сделали выводы из произошедшего. Так, к примеру, был выпущен NHL2000, появившийся в продаже практически одновременно как в лицензионном, так и в рыночном варианте. Наиболее же удивительна ситуация с FIFA 2000. Незадолго до релиза широчайшее распространение получил очень странный вариант игры с обрезанным звуковым сопровождением и обилием всевозможных глюков. Судя по всему, это была какая-то бета-версия, или украденная, или специально выброшенная в массы для дискредитации 'нелицензионщины'. К сожалению, на это безобразие клюнули известнейшие фирмы вроде Фаргуса, распространив глюкодром по всей стране огромнейшими тиражами, что доставило (и доставляет до сих пор) немало неприятных ощущений игроманам. Вот и получилось, что более-менее играбельные версии FIFA 2000 появились в продаже в одно время с родной 'коробочной'. Так что именно коробочный вариант мы сейчас и осмотрим.
Молочные реки, кисельные берега...
Начнем с пресс-релиза, в котором нам обещают безмерные россыпи новинок. Создатели FIFA 2000 хотят порадовать нас свежими данными о командах 17 чемпионатов со всего мира. Команды других стран, представленные в Евролиге (т.е. Лиге Чемпионов) доступны в разделе 'rest of the world'. FIFA 2000 содержит более 40 'классических', т.е. легендарных команд, и позволяет проводить состязания между ними и современными командами (например, можно столкнуть в одном матче сборную Бразилии'70 и Ювентус нашего десятилетия). Впервые появился правдоподобный стимул для состязаний: в календаре вашего клуба значатся игры в Еврокубках и в Кубке вашей страны, при неудаче вы можете вылететь из высшей лиги и т.п. Помимо организационных моментов, EASports'овцы похвастались нововведениями в процесс играбельности: благодаря продвинутому AI компьютер научился подстраиваться под вашу манеру игры. Появилась такая интересная штука, как заготовки для выполнения стандартных положений. А одной из самых важных новинок стала проработка физических контактов игроков на поле. Немало нового появилось и в графической части: футболисты теперь различаются ростом, деталями лица. Кстати, о лицах: наконец-то они стали трехмерными (а не 'сковородками' FIFA99), анимированы движения рта и других лицевых мышц. Как обычно, создатели отсняли еще больше анимационных сцен, изображающих действия футболистов при остановке игры. Так что теперь нам покажут приличное число сценок отмечания забитых голов, разминок перед таймами и других моментов такой же значимости. Также можно сказать об очередных шагах по улучшению видимости на поле, освещении и погодных эффектах. Ну и, разумеется, просто на глазах поумнели комментаторы. Их трио теперь может произносить более 80000 слов, обеспечивая к тому же 'оригинальный и подробный' анализ игры в течение всего матча.
... поросли развесистой клюквой
Все это интересно и здорово, но когда в руки попадает сама игра, каждая фраза пресс-релиза начинает попахивать тонким издевательством. Впрочем, обо всем по порядку. Для начала о составах. Со всей ответственностью заявляю, что этот компонент удался хуже всего. Скажу даже больше: это пахнет халтурой! Даже в FIFA99, известном своими ляпами, не было такой глупости. 17 чемпионатов — это, конечно, здорово. Классические команды — еще лучше. Но как же можно допускать такие ошибки в составах? В самых известных командах не хватает ведущих игроков, а уже имеющиеся совсем не похожи на своих реальных прототипов. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Возьмем испанскую Сельту, так любимую в нашем народе за великолепную игру Мостового и Карпина. Но что мы видим?! Мостового в команде нет вообще! Спасибо хоть, что Карпина не забыли, правда, обрили беднягу 'под ноль' зачем-то... В итальянской Роме не упомянут Дмитрий Аленичев. Но 'полный абзац' наблюдается в компании участников Еврокубков — 'Rest of the World'. Многих игроков нет, зато появились виртуалы. В московском Спартаке забыли про Робсона, зато появились Кузьмин и Кузьмичев. У киевского Динамо в запас попал Ребров, а вратарь Кернозенко вдруг стал защитником. Произошло раздвоение Яшкина — у киевлян их теперь двое: O.Yashkin и A.Yashkin. Но больше всех досталось московскому ЦСКА. Теперь на воротах этого именитого клуба стоит новый вратарь: Д.Хомуха! Впечатляет, не правда ли? Запуск FIFA 2000 с русским переводом доставит геймерам кучу дополнительных удовольствий. К примеру, от рук переводчиков сильно пострадал известный итальянский вратарь Пальюка. Наш родной 7-ой Волк предложил свой вариант его фамилии: ПАГЛИУЦА. Так им и надо, этим макаронникам!
Идея классических команд не нова, подобное уже было в WorldCup 98. Но самое ужасное, что в игру включено всего 40 сборных, и в этот список не входит ни одна страна ExUSSR, включая Россию. Как, например, финалист чемпионата Европы — Чехия. О чем тут думали создатели игры — страшная тайна. Также непонятно, почему даже в урезанных сборных такие безобразные составы, которые совершенно не отвечают реальному положению дел в командах. Нельзя пройти и мимо отвратительного судейства. Может быть, частично, оно и стало логичнее FIFA99, но царящий судейский либерализм позволяет компьютеру просто сломать вам игру тактикой грубого фола. На подкаты сзади и фолы последней надежды компьютерный рефери в большинстве случаев просто закрывает глаза. Хорошо еще, что такие ошибки он обычно допускает в обе стороны, не давая какой-то из них заметного преимущества. На прежнем уровне остались сетевые возможности игры. Здесь не произошло абсолютно никаких серьезных изменений. Особенно обидно за невозможность интернет-игр. EASports уже который год делает туманные намеки, но никакого движения так и не появилось.
Поражают своей тупизной комментаторы, так широко разрекламированные. Как только вратарь ловит мяч, даже посланный навесом с центра поля и мимо ворот, они тут же заводят восхваления этому 'блестящему сэйву'. Когда же вратарь в тигрином прыжке фиксирует мяч после удара в упор, его снисходительно хлопают по плечу фразой типа 'No problem for keeper'. А вообще, если послушать комментаторов некоторое время, начинает казаться, что эта часть игры претерпела минимальные изменения со времени выхода FIFA99. Довольно нелепо смотрятся красивые, анимированные болельщики, которые постоянно аплодируют и поют победные песни. Кстати, заполняемость трибун на любой матч, вне зависимости от его важности, близка к 100%.
Соль земли...
Играбельность — вот чего ждут люди от любой игры, особенно — от футбольных симуляторов. И тут выясняется, что, при всех своих минусах, FIFA2000 значительно интереснее своей предыдущей серии. В первую очередь, это произошло благодаря усилению искусственного интеллекта (AI). Как атакующие, так и защитники научились прессинговать не за счет жесткой игры в момент приема мяча соперником, а за счет более умного выбора позиции. Когда вы атакуете, защитники компьютера будут не только по очереди вставать у вас на пути, но и перекрывать возможные маршруты ваших передач, что вполне соответствует тактике современного футбола. Очень важно то, что игроки наконец-то научились работать корпусом, толкаться и укрывать мяч. Появилось новое замечательное движение — резкая остановка во время владения мячом. Так можно неожиданно остановиться и убрать мяч под себя. Этот простой, на первый взгляд, прием приносит большую пользу — когда соперник выполняет подкат сбоку, вы сможете красиво 'прокатить' его, а затем продолжить дальнейшее движение к воротам. При подкате сзади резкая остановка работает подобно кнопке симуляции фола, что позволяет заработать штрафной удар, а иногда и пенальти в свою пользу.
В сравнении с FIFA99, конечно, есть и неприятные отличия. В попытке упростить управление, создатели избавили игру от многих красивейших финтов. Зачем-то убраны тактические заготовки, вроде забеганий по флангу или по центру. Спорным решением можно назвать сокращение числа управляющих клавиш. Вроде бы все стало логичнее и проще, но резко уменьшился и ваш арсенал эффективных приемов. При этом в игре есть несколько нереальных излишеств. Например, возможность бить по воротам 'ножницами' из любой позиции. Причем игроки ударяют по мячу так сильно, что вполне могут достать до ворот навесом даже с центра поля. Так же, кстати, как и при игре головой.
Если говорить о графике, то тут, как говорится, все на лице. Как и во всех сериях FIFA, качество картинки просто изумительное. В FIFA 2000 появились потрясающе красивые текстуры поля (газон). Еще лучше сделано освещение — тени от предметов просчитываются при любом количестве светильников и смотрятся довольно впечатляюще. Вообще, физика реализована намного сильнее, чем раньше. Мяч и штанги стали трехмерными объектам, соприкосновение с которыми также весьма реалистично: в зависимости от угла и силы удара мяч может отскочить или в поле, или в ворота.
При всей добротности графики нельзя сказать, что все так уж гладко. Скорее даже так: все не гладко. При всем старании создателям так и не удалось покончить с наследственной прямоугольностью футболистов. Традиционно от общего уровня отстает прорисовка головы. И никакая анимация не в силах скрыть удивительную неестественность выражения глаз, да и всего лица в целом. По непонятной причине из игры исчезла такая полюбившаяся многим функция, как выбор стадионов. В игре их 15 штук, но они выбираются на матчи автоматически и без предупреждения. Еще в процессе игры мне попался довольно смешной глюк. Когда судья предъявляет красную карточку, в поднятой кверху руке этой самой карточки не видно. Просто не появляется, хотя наказание вполне действует и, побранившись с судьей, игрок все-таки уходит с поля...
И напоследок
Ну вот, самое основное мы разобрали. Наверняка какие-то моменты упущены, ведь о таких играх как FIFA можно писать целые книги. Напоследок хочется сказать, что, несмотря на заметную сыроватость, игра все равно замечательна. Улучшения в части играбельности и игровой графики, отличное звуковое и музыкальное сопровождение + множество интересных функций наверняка сделают FIFA2000 кумиром футбольных игроманов на весь следующий сезон. Патчи от EASports и самостоятельных авторов смогут подправить некоторые особенно явные недоделки вроде шероховатости составов, а чемпионаты по сетевым и модемным играм еще сильнее привлекут геймеров к этой игре. Все только начинается!
Автор: Андрей Мартынов