Краткое руководство по игре в CM

В качестве вступления от переводчика:
Если вы всё-таки решили это прочитать, значит, трудился я, всё-таки, не зря, а это, как говорится, всегда приятно.

Несколько слов о самом переводе. Переводить всегда сложно и это прекрасно знают все, кто когда либо сталкивался с необходимостью перевести что-то с английского (немецкого, французского и т.д.) на наш родной язык, и далеко не всегда получалось удачно. К чему я веду? Да к тому, что и этот перевод нельзя воспринимать дословно, поскольку языковое построение некоторых мест оставляет желать лучшего (Надеюсь, не будете сильно пинать меня за это). Главное – передан смысл, то, что хотел донести до нас Воган. В некоторых местах я позволял себе сделать дополнение или замечание, надеюсь, я имею на это право.
В целом руководство написано для тех, кто впервые усаживается играть за серию СМ, но даже аксакалы СМа найдут здесь несколько интересных моментов. Свои дополнения, замечания и всё, что вы обо мне думаете, высылайте на мой e-mail. В общем, в путь товарищи…

Краткое руководство по игре в СМ4 Марка Вогана

Введение:
СМ 4 сначала может испугать людей, игравших в предыдущие версии менеджера. Интерфейс игры, несмотря на его узнаваемые черты, сильно изменился, что не может не смутить некоторых игроков. Я надеюсь, что это пособие поможет вам легче втянуться в атмосферу игры и избавиться от первоначального неудобства. Я уверен, что как только вы поближе познакомитесь с игрой и её особенностями, вы найдете её такой же увлекательной и удобной как предыдущие версии СМ.

Старт игры.
После щелчка на иконке СМ4 возникнет небольшая пауза в ходе которой Вам будут показаны эмблемы SI и Eidos. Как только они пройдут (если они вам надоели, просто щелкните на них), вы окажетесь в меню игры. Здесь вы можете начать свою карьеру менеджера. Существует два способа: быстрый старт и обычный старт, различия между ними описаны ниже.

Быстрый старт.
После выбора этой опции появляется окно с названием стран. После того как вы решите, где вы будете играть, будет создана сама игра, в которой будут доступны основные лиги выбранной страны. Этот процесс прост и быстр, поскольку загружается уже имеющийся ограниченный вариант игры. При новых загрузках вы обнаружите, что все игроки всегда одинаковы при использовании функции быстрого старта.
Игры, созданные таким образом ограничены одной активной лигой.

2.2. Начать новую игру.
При выборе этой опции игра будет создаваться значительно дольше, но не будет ограниченной как в варианте с быстрым стартом. После нажатия на эту опцию появится экран выбора лиг. Здесь вы можете выбрать те дивизионы, которые будут активными в течении игры. Важное изменение по сравнению с СМ3 состоит в том, что вы можете выбрать только один - высший дивизион из всей лиги и не загружать все остальные. Особенно это удобно для обладателей слабого компьютера. Ещё одно новшество состоит в том, что при начале игры вы можете выбрать свою основную лигу, в которой будет играть, как бэкграунд лигу. Таким образом, все лиги будут загружены в несколько урезанном варианте. Рекомендуется для компьютеров, чьи характеристики ниже, чем предъявляет СМ4, это повысит скорость игры в отдельных случаях на 40%.
Появилась и ещё одна удобная черта: кнопка рекомендации. Игра сама выберет наиболее подходящую для вашего компьютера систему лиг. Но обратите внимание, что эти рекомендации могут быть и ошибочными, поскольку системы не всегда правильно сообщают сведения о себе, поэтому при окончательном выборе полагайтесь и на свою интуицию.
Когда активные лиги выбраны, кликните на опцию «Продолжить игру» и ждите, пока она загрузится, за это время вы успеете выпить чашечку чая. Когда всё готово, появиться экран «Add manager». Здесь вы должны ввести своё имя, дату рождения, любимый клуб и национальность, затем выбираете клуб, которым будете управлять. Будьте внимательны: любимый клуб и национальность имеют большое значение, поскольку определяют отношение болельщиков клуба к менеджеру. После того, как вы заполнили все необходимые данные, нажмите «продолжить игру», чтобы приступить непосредственно к управлению клубом.

Игра.
Первое, что вы увидите, будет экран выбранной вами команды. Он очень похож на тот, который был в предыдущих версиях менеджера и показывает список всех игроков, играющих в первой команде. Практически всегда у их имени будет значок LMP, который означает нехватку игровой практики. Сделано это специально для того, чтобы Вы обратили свое внимание на предсезонную подготовку. Значение других значков будет описано ниже.

Выбор основного состава.
Сразу после начала игры оцените игроков, то есть, что осталось вам в наследство от предыдущего менеджера. Сделать это можно несколькими способами:
использование ваших знаний о футболе
сортировка по стоимости
просьба помощника дать оценку игрокам
изучение параметров игрока самостоятельно
Если вы хорошо знаете команду, то я рекомендовал бы вам для упрощения игры использовать ваши знания, поскольку игровая модель СМ4 практически полностью соответствует реальному положению вещей в мировом футболе, и ваши футбольные знания в этом случае будут востребованы. Но если вы не знаете команду, которой будете управлять, то выберите другой способ, чтобы узнать, кто чего стоит. Лучший способ – оценить игроков самому и решить, кто подходит под вашу тактику и наиболее достоин играть в первой команде. Это займет намного больше времени и для многих будет утомительным. Если вы относитесь не к этой категории людей, то выберете другой метод, который даст вам примерное представление о ваших игроках.

Поиск игроков и их сравнение.
После того, как вы выяснили сильные и слабые стороны вашей команды, можно приступать к её усилению, то есть искать игроков, способных усилить команду. Как и в серии СМ3 есть два варианта поиска. Первый – «Find player», который ищет игроков по фамилии или имени. Это очень полезно, если вы ищете игрока, уже известного вам. Но если вы ищете страйкера, которому от 18 до 23 лет, то быстрый поиск уже бесполезен. И здесь на помощь вам придет основной поиск игроков в вашем меню. Правда и здесь есть ограничения. В нем представлены только игроки, уже имеющие определенную репутацию, иначе, зачем бы были нужны скауты?

Фильтры.
Как и в СM3, в экране поиска игроков Вы можете задать свои требования и условия поиска (фильтр), который отсеет игроков, не отвечающих вашим требованиям. Я бы рекомендовал Вам постоянно использовать эту функцию для того, чтобы узнать подходит ли вам этот игрок. Лучший способ использования фильтров это установка параметров, которыми, по вашему мнению, должен обладать игрок. Например, если вам требуется защитник, хорошо играющий в отборе и головой, то установите фильтр поиска игроков с Tackling и Jumping больше 15. чтобы узнать какие показатели важны для игроков приведем следующую мини-таблицу.

Позиция Важные характеристики
Goalkeeper Reflexes; Handling; Positioning; Balance; Bravery
Left / Right Defenders Tackling; Positioning; Pace; Heading; Anticipation; Strength; Marking
Central Defenders Tackling; Positioning; Pace; Heading; Anticipation; Strength; Marking; Bravery; Teamwork
Attacking Wingers Passing; Shooting; Off the Ball; Creativity; Pace; Crossing
Attacking Midfield Passing; Shooting; Off the Ball; Creativity; Pace; Teamwork; Anticipation; Dribbling
Defensive Midfield Stamina; Tackling; Positioning; Passing; Heading; Teamwork
Fast Striker Shooting; Anticipation; Pace; Acceleration; Off the Ball
Target Striker Head
ing; Shooting; Anticipation; Passing

Сравнение игроков.
Эту функция используется для того, чтобы выбрать лучшего из двух, казалось бы, одинаковых игроков или при поиске игрока на замену основному. Экран сравнения футболистов по сравнению с СМ 3 изменился незначительно. Как помните, в предыдущей версии вы переходили в меню игрока, затем выбирали кнопку действия, и устанавливали его одним из игроков для сравнения. Затем вы переходили к другому игроку и делали тоже самое и там же сравнивали. В СМ4 вы просто переходите в профиль любого игрока, затем в профиль другого и так максимум до десяти раз. Затем в профиле любого переходите в подменю сравнения, в котором увидите эти десять предварительно просмотренных игроков и выбираете с кем сравнивать. Причем если у игроков будут разные позиции (например, страйкер и вратарь), то сравнение не получится. Выбирайте для сравнения игроков, имеющих одинаковые позиции.
Непосредственно на экране сравнения вы увидите атрибуты игроков и различия между ними. Какой параметр игрока, лучше или хуже чем у другого, будет обозначен цветом. Если различие будет очень большим, то и цвет будет более ярким. Но есть два ограничения использования цветовой легенды. Появления на поле обозначены только в стартовом составе, а при сравнении рабочих ног указывается только предпочитаемая для игры нога. Также происходит и сравнения позиций. Знак равенства обозначает, что игроки играют на этой позиции одинаково, в противном случае используется та же цветовая легенда и рейтинг от одного до пяти.
Теперь после того, как вы решили, какие игроки подходят под ваш игровой стиль, обозначены будущие трансферы, можно продолжать игру. В день матча, вы заметите, что поле даты в игре изменилось на ‘Match’, что значит, что сегодня состоится игра вашей команды. При нажатии continue вы попадете в экран матча.
Но до этого нужно решить: какую тактику будет использовать команда. Для начала я предложил бы вам использовать дефолтные тактики 4-4-2 или 4-3-3. Экран тактик очень похож на аналогичный в СМ3.

Общие тактические подходы.
Вы можете загрузить тактику, используя опцию Load в меню тактики. Как только игровая модель выбрана вами, щелкните на меню инструкций команде, находящееся в правом углу. Те параметры, которые вы там зададите, будут определяющими в игре ваших футболистов, если они не имеют персональных заданий. Рекомендуется установить общие принципы игры для всех футболистов, а нескольким основным дать ещё и персональные инструкции. СМ4 богат на разные тактические приемы, которые можно изменять, ниже о них.

Общие инструкции.
Ментальность: определяет то, как будет играть команда: от обороны или атакуя
Ultra Defensive – Ультраоборонительная
Команда будет играть постоянно с оглядкой на ворота, практически не атакуя
Defensive - Оборонительная
Команда будет играть осторожно, с оглядкой на свои ворота
Normal - Нормальная
Команда будет играть в 'нормальный' футбол.
Attacking - Атакующая
Команда будет больше заботиться об атакующих действиях, чем о защитных, атаковать большим количеством игроков.
Gung Ho – 'Горячий' футбол
Команда будет играть сверхатакующий стиль, не заботясь о защите.

Виды распасовки:
Указывает типа паса, который в основном использует ваша команда в игре. Но имейте ввиду, что это не значит, что игроки будет делать только короткие пасы или навесы – вы определяете общий стиль, а игроки сами решают в конкретных ситуациях как пасовать исходя из ваших пожеланий.
Direct - Прямой
Этот стиль распасовки предполагает быстрый переход от обороны к атаке. Игроки пасуют вперед, не держа мяч у себя и не разыгрывая его в середине поля. Такой стиль использует Уимблдон и сборная Норвегии. Для того чтобы использовать этот вид паса, игроки, распоряжающиеся мячом, должны обладать хорошими показателями в Passing и Creativity, а атакующие игроки – хорошие Pace и Flair.
Long Ball – Длинные передачи
Этот тип пасса вместо медленного и методичного взлома защитной линии соперника предусматривает просто пас вперед на атакующих игроков в надежде, что они смогут побороться за мяч. Реальный пример такой команды – Кембридж в 80х и многие команды низших дивизионов. Для удачной игры рекомендуется иметь форвардов с хорошими Strength, Anticipation и Heading.
Short - Короткий
Эта тактика указывает, что команда будет пытаться строить нападение рядом запутанных коротких пасов между игроками. Примеры команд, которые используют эту тактику в реальной жизни - большинство итальянских и южноамериканских клубов. Чтобы удачно использовать этот вид распасовки нужно, чтобы у игроков были хорошие Passing and Off the Ball, а также Stamina, поскольку такого рода распасовки заставляют игроков делать много перемещений по полю и, следовательно, расходовать много сил.
Mixed - Смешанный
При выборе этого стиля паса игроки сами будут, в зависимости от ситуации, определять, каким образом им сыграть - отдать пас ближайшему партнеру или сделать навес.

Направление паса:
Определяет, в какую сторону в основном будут пасовать игроки и соответственно, где будут происходить основные игровые действия. Рекомендуется в тех ситуациях, когда вы знаете, что один из ваших флангов или центр сильнее, чем у противника.
Оба Фланга (Down Both Flanks)
Не отдается никакого предпочтение тому или иному флангу при совершении паса.
Левый Фланг (Down Left Flank)
Игроки как можно чаще будут переводить игру на левый фланг.
Правый Фланг (Down Right Flank)
То же самое, как и для левого фланга.
Центр поля (Through the Middle)
Футболисты играют в основном через центр.
Смешанный (Mixed)
Не определяет какого-то отдельного направления паса, игрок сам выбирает, куда ему пасовать.

Отбор (таклинг):
Определяет, насколько жестко будут играть ваши футболисты при отборе мяча у противника.
Easy
Означает, что игроки вашей команды будут воздерживаться от подкатов в спорных ситуациях и будут менее расположены к грубым подкатам. Такой стиль игры рекомендуется для товарищеских встреч или если вы хотите, чтобы ваши игроки не получили травмы и удаления.
Normal
Игроки будут играть в нормальном стиле, то есть Дэвид Бэтти будет биться практически за каждый мяч, а Стэн Коллимор ждать, пока кто-нибудь отдаст ему хорошую передачу (не самые удачные варианты для примера – прим. моё).
Hard
Игроки будут жестко бороться за каждый мяч, делать опасные подкаты, за которые можно получить наказание. Этот стиль рекомендуется использовать против команд физически слабых или более техничных.

Стили игры:
Существует три стиля игры, которые дополняют общую тактическую схему и указывают игрокам так называемые непозиционные установки. Их можно использовать или комбинировать их использование по усмотрению менеджера.
Offside Trap
При использовании игроки обороны будут пытаться оставить нападающих противника в положении «вне игры». То есть защитная линия выдвигается вперед и перестраивается на одну линию, когда противник пытается отпасовать на своего форварда. Наиболее яркий пример команды активно использующей офсайдную ловушку – «Арсенал». Для того, чтобы успешно использовать офсайдную ловушку необходимо, чтобы у защитников были хорошие показатели Stamina, Condition, Anticipation и Positioning.
Counter Attack
Система игры на контратаках, которую активно используют многие итальянские клубы. Команда выжидает наиболее благоприятного момента для проведения быстрой контратаки (отбор мяча у противника, пока его защитники не успели вернуться на свои места). Игра на контратаках подразумевает, что у вас отличная защита и быстрое, выносливое нападение.
Men Behind Ball
Глухая защита. Ваша команда практически полностью отходит наз
ад для того, чтобы не пропустить. В реальной жизни многие команды используют этот стиль игры, если встречаются с более сильным противником.

Стили игры.
Как только вы установили общие инструкции, пришло время выбрать исходя из наличия игроков, какой стиль будет использовать ваша команда. В параграфах ниже, исходя из общих стилей игры, описаны несколько «сырых» тактик.

Target Man.
Например, если ваш лучший форвард высок ростом, то, соответственно, играть вы должны в так называемом британском стиле, то есть, с большим количеством навесов и кроссов. Поэтому не забудьте установить вашим игрокам ‘Long Ball’ и убедитесь, что ваши вингеры обладают инструкциями run forward и cross the ball.

Fast Striker.
Допустим, что у вас имеется скоростной форвард, который и будет в основном терроризировать оборону соперников. В таком случае, ваши игроки должны держать мяч и выбирать лучший момент для идеального паса. Сделать это можно через установку игрокам ‘hold up the ball’ и ‘play through balls’.

Containing Game.
Если вы чувствуете, что играете с командой, которая превосходит вашу в классе, и хотите просто не дать противнику сыграть, то тогда я рекомендовал бы вам выбрать основательную тактику, например, 4-5-1, и стараться держать мяч, попутно усложняя жизнь сопернику в тех эпизодах, когда мяч у него. Самый легкий способ – защитный (в крайних случаях ультразащитный) менталитет и включение опции counter attack. Это гарантирует, что ваша команда будет держать несколько человек в обороне даже во время собственных атак и будет действовать неторопливо в атакующих действиях.

Compressing the play.
Когда вам кажется, что игроки противника слишком вольготно чувствуют себя на вашей половине поля, то установите для своих центральных полузащитников Zonal Marking, Hard Tackling and Closing down the opposition, когда игроки противоположной команды находятся на вашей половине поля. Это подразумевает, что ваши полузащитники будут активнее участвовать в оборонительных действиях команды. Конечно, при такой игре центральные полузащитники будут меньше участвовать в атаке и они должны быть выносливы и обладать хорошим work-rate, им придётся взвалить на себя дополнительную нагрузку.

Общие тактические инструкции для игроков.
У каждого футболиста могут быть свои игровые установки во время матча, остановимся коротко и на них.

2.7.1. Либеро.
Zonal Marking, No forward runs, No run with ball.

2.7.2. Фланговый защитник/защитник, закрывающий определённую зону обороны.
Zonal Marking, Run with ball, Forward runs, Cross ball.

2.7.3 Персональщик (защитник либо полузащитник).
Man-Marking, Close down in own half, Hard-tackling, No Forward Runs, No Run with ball.

2.7.4 Полузащитник, закрывающий определённую зону.
Zonal marking, Close down in own half, Hold up the ball.

2.7.5. Скоростной форвард.
Zonal Marking, Run with ball, Forward runs.

2.7.6. ‘Нацеленный’ форвард, 'первый' форвард.
Zonal Marking, Hold up the ball, No forward runs, No run with ball.

2.8. Тактические уловки.
Этот раздел описывает некоторые тактические уловки, которые вы можете использовать во время матча.

2.8.1 Растягивание обороны.
Допустим, что противник играет с вами от обороны, таким образом, ваши нападающие, по большому счету, скованы защитниками противостоящей вам команды. Тогда вы можете развести своих нападающих по флангам, чтобы они оттянули защитников на себя, тогда атакующий полузащитник или третий нападающий будет иметь больше места для маневра и ему мало кто сможет помешать. Лучше всего это работает, когда противник использует персональную опеку.

2.8.2. Противодействие игрокам противника.
Установка «hard tackling» может быть очень полезна, если футболист противника уже имеет желтую карточку.

2.8.3. Tempting Fate (заманчивая судьба дословный перевод, подобрать русский эквивалент я не смог – прим. моё; возможно, «смертельное искушение» - прим. Uzbek).
Если защитник противника уже имеет желтую карточку, то можно установить своему нападающему ‘Run with ball’, это может привести к тому, что защитник, не успевая догнать вашего страйкера, может совершить фол, за который получит вторую желтую карточку и соответственно будет удален с поля.

2.8.4. KISS (Keep It Simple Stupid).
Играя за слабый клуб, не следует забывать, что ваши не столь 'скилластые' игроки могут ограничивать сложность тактики, которую вы используете. Бессмысленно создавать замысловатую тактику если ваша команда состоит из неумелых игроков Сандэй лиги, которые и мяч отдать толком не могут.

2.8.5. Игрок-звезда.
Если у вас есть игрок, который на голову выше остальных, то заставьте команду играть именно на этого игрока. Например, если вы подписали классного защитника, то используйте его не только в обороне, но и в созидании атак. Сделать это можно, используя установку направления паса именно на него и паса вперед на среднюю линию и линию атаки от него (Hold Up The Ball, Through Balls, Direct Passing). Если же это такой игрок, как Майкл Оуэн, то ваша команда должна играть ‘Direct Passes’ или даже ‘Long Passes’ на него, чтобы освободить его от необходимости бороться за мяч.
Конечно, если ваша команда состоит только из звезд, то вам нужно выбирать между использованием сильных сторон отдельных игроков и подбором наиболее подходящей тактической схемы. Имейте в виду, что в случае получения ключевым игроком травмы ваша тактика будет совершенно бесполезна без него, пример команды – Брайтон, в котором Замора при получении мяча прекрасно знает, что с ним делать.

2.9. Трансферный рынок
После знакомства с командой вы наверняка подумали о том, что она нуждается в усилении, а некоторые игроки не отвечают требованиям, предъявляемым вами. Поэтому в этом разделе мы познакомим вас с основами работы трансферного рынка в игре.

2.9.1. Кого продавать?
Вот несколько общих причин продажи игроков:
а) Мне просто он не нравится.
Многие из людей привносят свои симпатии и антипатии и в игру. Поэтому у вас, как и у реальных менеджеров, есть свои любимые и нелюбимые игроки. Это вполне закономерно.
б) Повышения трансферного фонда
Если у клуба недостаточно денег для покупки стоящих игроков, то вы можете продать нескольких дорогих футболистов, чтобы увеличить трансферный фонд для покупки других.
в) Низкая средняя оценка
Некоторые особо нетерпеливые среди Вас могут поместить футболиста в трансферный лист после нескольких игр, если его средняя оценка, по вашему мнению, слишком низкая. Но помните, что средний рейтинг в СМ4 ниже, чем в предыдущих версиях (в среднем он будет около 6.7 баллов)
г) Стареющий игрок
Продажа такого игрока, как говорится, дело вкуса. Можно держать его до окончания карьеры, а можно продать, чтобы выручить хоть какие-то деньги.
д) Игрок не развивается
В реальной жизни менеджеры тоже часто интересуются успехами молодых игроков. И далеко не все футболисты молодежки дорастают до уровня первой команды и ваше дело, как вы поступите с таким игроком: будете ли вы держать его или выставите на трансфер. Может быть, он будет востребован в другом клубе и там станет суперзвездой.

2.9.2. Опции трансферов.
СМ4 сделал трансферную систему более удобной для играющих. Для облегчения работы с трансферным листом вы можете установить несколько удобных опций. В частности ‘Sell if offered over #163;x’ п
омогает отсеять наиболее неприемлемые для вас варианты по величине предложения. Также вы можете установить, как автоматически реагировать на предложения о покупке вашего игрока.

2.9.3 Продажа футболистов.
Самый простой способ – поместить игрока на трансфер и ждать предложение какого-нибудь клуба, периодически понижая его стоимость, если интереса к нему нет.
Но в СМ4 вы можете активно заниматься продажей ваших игроков. Выберите несколько клубов и просто предложите им своего игрока. Если у вас хороший ассистент, то вы можете спросить у него совет кому отправить предложение о продаже футболиста. Но всегда помните, что если игрок узнает о том, что вы хотите его продать, то это может серьезно понизить его мораль и в некоторых случаях (особенно, когда он является лидером) мораль всей команды.

Внимание:
Если игрок имеют высокую лояльность по отношению к клубу, то вам необходимо убедить его принять предложение другого клуба, выставив ему статус ‘Not Needed’

2.9.4 Покупка футболистов.
Вы можете найти своих будущих звезд многими способами: используя фильтры поисков, принимая к сведению сообщения прессы и рекомендации ваших скаутов. Если вы не можете рассмотреть все атрибуты футболиста, то пошлите вашего скаута собрать о нем информацию, для того чтобы не покупать кота в мешке.

Внимание:
Если вы узнаете, что тот или иной клуб находиться в состоянии банкротства, тогда стоит использовать их финансовую слабость и попробовать купить их игроков, эти клубы не смогут отказать на ваши предложения.

2.10 Установка тренировок.
Тренировки в СМ4 больше соответствуют реальности, чем в более ранних версиях. Вы должны установить график тренировок на неделю, также как и в настоящем футболе.
В предсезонке вы, по всей видимости, будете готовить своих игроков к предстоящему сезону. Хотя лучше всего провести несколько товарищеских игр (оптимальное число - 6). Вы можете установить игрокам тренировку - бег по пересеченной местности (‘Ипсвич’ каждый год начинает подготовку к сезону с пробежки по городу), в результате чего футболисты получат максимальную физподготовку, повысив свою stamina и fitness. Есть и другие упражнения на повышения готовности - five-aside и closing-down. (точного русского перевода не подобрал – прим. Моё; возможно, five-aside – игра впятером, а closing-down означает «закрытие связи», то бишь, перекрывание возможных вариантов продолжения атаки соперника – прим. Uzbek). СМ4 позволяет вашим физиотерапевтам активно участвовать в тренировочном процессе, особенно при подготовке к сезону.
Если вы заинтересованы в развитии вашей U19 команды, то не переутомляйте её на тренировках, это может быть вредным. Например, вы можете сделать своё расписание для молодых форвардов, состоящее из тренировки основ shooting, agility и heading, но также дающее время для их отдыха. Я бы предложил экспериментировать с различными комбинациями тренировок, пока Вы не найдете наиболее подходящий набор графиков. Когда сезон идет полным ходом, рекомендую вам начать с общего режима тренировок, а затем потихоньку менять его в зависимости от обстоятельств и целей.
Например, при игре за Брайтон моей целью было создание единой команды и соответственно единой игры (сыгранность), поэтому я взял общий режим тренировок и затем поменял два режима тренировок с физики на team work и
11-a-side matches (двусторонка).

2.10.1 Оценка результатов.
Общий экран тренировок отображает всех тренирующихся. Около их имен стоит оценка (в звездах), которая показывает, насколько хорошо игрок тренируется в данное время. 2,5 звезды – это средний показатель. Если он ниже, то кликните на нем, чтобы получить отчет тренера. Обычно тренер говорит причину такого положения вещей. Он может указать, что игрок ленив (попробуйте тогда поставить к нему другого тренера, с более высокими параметрами дисциплины или мотивации), или, что игрок имеет веские причины для понижения своих обычных показателей, например, восстанавливается после травмы. Около оценки – звезды стоит ещё индикатор «стрелка», который просто показывает, повышаются или падают атрибуты игрока.

2.11. Управление игроками.
Если вы хотите получить максимум от ваших игроков, то вы тщательно должны думать о том, как с ними обращаться. Путь, которым вы пойдете, во многом зависит от того какой вы менеджер. Если вы менеджер вроде Кигана, то вы будете использовать ваши деньги на первую команду, а не развивать молодежь, в таком случае лучше оставить молодежную команду вашему ассистенту. Однако для многих из вас команда U19 может стать основой команды вообще. Установив базу данных на Large, вы можете получить отличных молодых игроков из низших дивизионов.
Внимательно следите за психологическим климатом в вашей команде. Однажды став недовольным, игрок не скоро забудет свои обиды, и даже штрафы не всегда смогут помочь, поскольку далеко не все футболисты высокопрофессиональны, немногие готовы прощать и забывать, если источник всех бед – один футболист, то продайте его, не раздумывая, даже ниже автостоимости.
Теперь у вас есть возможность время от времени (через кнопку action) хвалить или ругать того или иного футболиста. Игроки с высоким уровнем профессионализма, игравшие плохо в последнее время, будут положительно реагировать на вашу критику, тогда как ленивые и темпераментные – обидятся. Почти каждая несправедливая критика сделает футболиста недовольным. Положительные же отзывы повысят мораль футболист, а иногда и всей команды и даже болельщиков (если вы хвалите бомбардира или капитана клуба).
Через какое-то время вы увидите, кто из футболистов вас недолюбливает, а кто считает самым великим менеджером всех времен и народов.

2.11.1. Обещания менеджера.
Когда один из футболистов чем-то недоволен, хочет быть проданным в другой клуб, улучшить свое финансовое положение, или выступать в первой команде, то вы можете использовать опцию «обещание». Когда экран новостей сообщает о его недовольстве, вы можете ему пообещать, что что-то изменится в будущем или просто посоветовать мириться с этим.
Например, один из ваших игроков хочет новый контракт, то у вас будет три варианта ответа: пообещать новый контракт в конце сезона, или если он будет хорошо играть, то в течение этого месяца, либо сказать, чтобы он прекращал скулить и продолжал игру. Конечно, если у вас есть возможность предложить ему хороший контракт, то лучше это сделать сразу, но большинство клубов такой возможности не имеют. То есть вы можете оказаться в ситуации, когда хотели бы удержать игрока, но возможности такой нет. также игрок может не принять во внимание ваше обещание и стать действительно недовольным. Но в большинстве случаев, футболист примет ваше обещание к сведению и продолжит игру за клуб.
Не думайте о том, что игрок забудет о вашем обещании, если вы его не выполните, то он может стать недовольным вами, поэтому иногда просто лучше сказать чтобы игрок довольствовался нынешним положением вещей. Для большинства футболистов ваша резкость заставит их отступить на время от своих требований, но некоторые этим не удовлетворятся.

2.11.2 Конфликт с игроком.
Когда один из футболистов недоволен, то можно ждать что он скоро вам пожалуется на причину своего недовольства. В ответ на эту жалобу вы можете: понять причины недовольства или проигнорировать их. Ответ во многом будет зависеть от того, как вы воспринимаете игрока, и на что он жалуется. В некоторых случаях при игнорировании футболист может потом извинится за своё недовольство. Если же он недоволен чем-то действительно серьезным, то согласие с игроком будет гарантировать нормальный психологический климат.

2.12. Работа со СМИ.
Один из самых трудных аспектов игры для новичка – это работа со СМИ, использование их для получения максимального по
ложительного эффекта. Попробуем разобраться и в этом.

2.12.1. Медиа релиз.
Одна из новых особенностей – возможность хвалить и критиковать игрока через ‘Release Media Story’, об этом см. выше. В настоящее время есть несколько ограничений. Эта опция не будет появляться, если игрок играл меньше чем четыре игры, и похвалить игрока можно будет только раз в неделю. Сделано это для того, чтобы менеджер не злоупотреблял этим на игроках, которых он не любит. Как и в реальной жизни, футболисты любят, когда их хвалят и не любят, когда их критикуют. Но помните, что некоторые игроки после вашей критики будут пытаться доказать, что эта оценка неправильна, также как и после похвалы некоторые могут играть хуже. Ваша задача – решить, как вы будете мотивировать того или иного члена вашей команды. В качестве руководства я бы предложил не критиковать молодых или слишком нервных людей.

2.12.2. Ответ на трансферные вопросы.
Если в прессе будут ходить слухи о переходе вашего игрока в другой клуб, то возможно у вас попросят комментарий. От того, как вы отвечаете, будет зависеть - хотите ли вы его продать. Иногда вы можете как бы отказаться от продажи, это стоит делать когда игрок популярен среди фанов, до момента самой продажи. В то время как признание в намерении продать футболиста может расшатать психологический климат и вызвать недовольство фанов.

Детали игры.
Эта часть руководства разъясняет некоторые моменты, с которыми можно столкнуться в игре и которые могут быть непонятны.

Индикаторы состояния игрока
Иконки, которые могут быть видны перед именами ваших футболистов.
Inj - игрок травмирован;
Sus - игрок дисквалифицирован;
Wnt – игроком интересуется другой клуб;
Yel - одна желтая карточка до дисквалификации;
Ret - игрок завершает карьеру;
Int – игрок вызван в национальную сборную;
Fgn – игрок – иностранец при существующем ограничении на легионеров;
Ine – игрок не заявлен для участия в матче;
Tir - игрок утомлен;
Wpm – игрок не имеет разрешения на работу;
Cup - игрок не имеет право играть в кубке ввиду заигранности за другую команду в текущем турнире;
Loa - игрок внесен в список доступных для аренды;
Lst – игрок выставлен на трансфер;
Unh - игрок в настоящее время недоволен;
Abs – игрок самовольно покинул расположение клуба;
Ctr – контракт игрока истёк;
Si – (только в МЛС) Senior International;
Unf – игрок не готов физически;
Lmp - испытывает недостаток в игровой практике;
Trn – заключён контракт на переход в другой клуб;
Sct – игрок находится под внимание скаута;
Yth – у игрока молодежный контракт;
Bos – игрок покидает клуб по правилу Босмана;
Fut – игрок намерен определиться со своим будущем (не выставлен статус);
Req – выставлен на трансфер по собственному желанию.

Завершение карьеры
Когда игрок решает выйти на пенсию он может заранее объявить об этом или сделать это неожиданно. Поэтому иногда вы будете получать уведомление о том, что игрок решил завершить карьеру. Чаще всего, если завершение карьеры не вызвано травмой, то выходят на пенсию в конце сезона.

На заметку:
Новая черта СМ4 – возможность попросить игрока остаться ещё на один сезон в команде. Это не всегда работает, и делать это Вы должны после сообщения о немедленном завершении карьеры.

3.2.1. Сертификат тренера
В СМ4 вы иногда будете получать сообщение, что один из ваших игроков получил тренерский сертификат УЕФА. Это означает, что игрок может теперь быть тренером и вы можете предложить ему тренерский контракт.

Внимание:
Уровень сертификата, который он получил, говорит о его уровне как тренера.

3.3. Поддержание морали на высоком уровне
Игроки, обладающие отличной моралью, будут играть лучше, чем те, у кого она ниже. Для того, чтобы психологическая обстановка в команде была на высоком уровне нужно, чтобы положение футболистов в команде отвечало их требованиям. Каждый игрок должен чувствовать, что он нужен команде и является её неотъемлемой частью.

Внимание:
Возможны и исключения: например, игрок, выставленный на трансфер, может играть лучше, поскольку будет пытаться привлечь внимание других клубов.

Личность игрока
Индивидуальность игрока имеет большое влияние на его настроение, некоторые игроки естественно более капризны, чем другие. Вы могли это наблюдать и в предыдущих версиях менеджера, но напомним:

Фраза Значение
Outraged Низкий темперамент и отсутствие профессионализма.
Disappointed Достаточно профессиональный игрок, который не будет нарушать общего климата в команде
Worried or Upset Не всегда может выдержать давление критики
Believes he can force his way back into the managers plans Трудолюбивый игрок, способный выдерживать давление критики
Thinks this club is a stepping stone for the future Нелояльный, честолюбивый и довольно непрофессиональный

Из этой таблицы легко представить, с каким игроком вы имеете дело, но далеко не все фразы, которые вы можете встретить в игре, представлены в таблице

Следите за соответствием статуса игрока в команде с его ролью.
Можно с уверенностью сказать, что игрок будет недоволен, если вы говорите ему, что он важен для команды, но он не играет.

Не меняйте его статус в команде очень часто.
Если вы меняете статус игрока каждую неделю, то это заставит его чувствовать себя неуверенно. Игроки отреагируют на это изменением в морали и появлением сообщения о том, что игрок недоволен этим.

Платите ему, сколько он заслуживает.
Если вы подписали игрока на 7 лет с зарплатой в 150 фунтов в неделю, когда играли в конференции, то не думайте, что он будет доволен контрактом, когда вы перейдете в Премьер-лигу.

3.3.5. Не тренируйте игрока на позицию, которая ему не нравится.
Если вы тренируете игрока на позицию, которая ему не нравится, то вскоре он станет недоволен тренировками. Это замедлит его профессиональный рост и создаст вероятность, что он будет пропускать тренировки.

Языковой барьер.
Если игрок не может ни с кем общаться, поскольку его языка в команде никто не знает, то он вполне возможно станет вскоре несчастным.

3.3.7. Нелюбимые игроки.
Некоторые футболисты не любят других футболистов, поэтому их лучше не помещать в одну команду. Если это случится, то футболист наверняка сообщит вам об этом.

3.3.8. Игнорирование просьб игрока.
Если вы никак не реагируете на просьбы игрока (быть выставленным на трансфер или получать больше игровой практики), то это делает футболиста несчастным.

Победа в играх.
Никому не нравится быть на проигравшей стороне, поэтому победа в играх – хороший способ повышения морали всей вашей команды.

Оценивайте игрока реалистично.
Игрок будет недоволен, что менеджер завышает на него цену. В то время как всем довольный игрок, который выступает за свой любимый клуб, может позволить вам и десятикратное завышение цены, то футболист, чем-то недовольный, вероятно, будет несчастен и при полуторном завышении автоматической цены.

3.3.11. Защищайте его от СМИ.
Если вы не можете защитить игрока от критики СМИ, то это может настроить его против вас.

Внимание:
Это палка о двух концах, некоторые игроки могут воспринять вашу защиту как повод расслабиться. Также защита игрока, который критиковал других футбол
истов вашей команды, может расстроить других.
Смена климата
В определенный момент футболист может почувствовать, что в вашем клубе он достиг всего, чего было можно достичь, и пора поиграть за другую команду. Если вы будете препятствовать его переходу, то он станет недовольным. Кстати, если уважаемый всеми игрок чем-то расстроен, то, вполне вероятно, что это повлияет и на всю команду.

Не обещайте того, что вы не сможете выполнить.
Пустые обещания – легкий способ заставить игроков не любить вас. Не используйте обещания для достижения краткосрочных целей.

3.4. Характеристики игрока
В СМ4 изменены характеристики игроков. Многие из атрибутов видны, но также остались и скрытые, которые станут вам понятны, когда вы немного познакомитесь с футболистами. Сначала рассмотрим видимые характеристики.

Goalkeeping (только у вратарей)

Aerial Ability Способность забирать верховые мячи. Голкипер, который колеблется на выходе, может посеять панику среди защитников. Хороший показатель в этом атрибуте особенно важен в играх с командами, которые используют в основном навесы (т.н. британский стиль)
Command of Area Кипер с хорошим этим показателем очень мобилен и быстро перемещается в рамке. Особенно полезно при исполнении противником стандартных положений, поскольку вратарь всегда знает в какую сторону полетит мяч и что нужно сделать, чтобы его поймать.
Communication Способность организовывать оборону. Вспомните Питера Шмейхеля…
Eccentricity Вратарь с высоким показателем может в некоторых моментах показывать прекрасную игру, но в тоже время иногда склонен к эксцентричным выходкам, в результате чего команда может пропустить мяч. (Чилаверт, одним словом – прим. моё, или ещё более показательный пример – Рене Игита – прим. Uzbek)
Handling Один из самых важных вратарских показателей. No handling = no good.
Kicking Если вы используете long ball, то и ваш вратарь должен обладать хорошим показателем в этой характеристике. Его выбивание будет более точным, если этот атрибут невысок, то поставьте вратарю – пас защитникам.
Reflexes Хороший вратарь непременно должен иметь и хорошую реакцию, позволяющую реагировать на, казалось бы, не берущиеся мячи. Вкупе с высокими параметрами handling и agility сводит к минимуму количество пропускаемых мячей.
Rushing Out Если ваша команда активно использует офсайдную ловушку, то этот показатель для вратаря очень важен. Игра на выходе, одним словом, будьте уверены, что быстрые нападающие зачастую не смогут переиграть вратаря
Tendency to Punch Тенденция, появившаяся в последнее время в английских клубах, поскольку они начали покупать европейских вратарей. Этот показатель на ваше усмотрение, выбив кулаком мяч, вратарь, возможно, не предотвратит атаку противника, а продолжит её. В любом случае не рекомендуется для команд со слабой защитой.
Throwing Этот показатель нужен для команды играющей на контратаках. Хороший вброс мяча уже полдела.

Technical

Crossing Если вы активно используете вингеров, то проследите чтобы у них был хороший показатель кроссинг, тогда их навесы будут более точны, кстати вы можете развить эту характеристику, используя специальное расписание в тренировках.
Dribbling Если этот показатель вкупе с хорошими Agility и Balance на высоком уровне, то у вас есть хороший дриблер. Но будьте внимательны нельзя в одной команде иметь несколько хороших дриблеров, поскольку чаще всего они будут игнорировать ваши тактические установки. И, несмотря на то, что шансы выйти из противоборства с противником у него выше, он тоже может совершить ошибку или быть обыгранным.
Finishing Ничего сложного. Плохой finishing – больше промахов. Но для того, чтобы забивать голы, необходимо иметь нападающего не только с хорошим finishing, но и с не менее хорошими Off the Ball movement, Balance и Strength.
Heading Важный атрибут для центральных защитников и нападающих, очень нужен против команд использующих навесы в штрафную. Хорошо если совпадает с хорошим Jumping.
Long Shots Если вы не будете бить по воротам, то соответственно и не забьете. А дальний удар – хорошее средство проверить готовность вратаря. если у вас есть такой хавбек, как Хаманн, то сделайте ему установку лонг шотс. Важный показатель и для исполнителей стандартных положений.
Long Throws Важный показатель для фланговых игроков, поскольку хороший вброс может быть началом голевой атаки, освобождая игроков от созидательной деятельности.
Marking Если защитник не обладает хорошим показателем Marking, то это не значит, что он плохой защитник, просто страхуйте его либеро или выбирайте защитную тактику. В общем и целом, этот показатель показывает навык персональной опеки игрока команды соперников.
One on Ones Важен для форвардов, чьи команды используют установку на игру на контратаках. Хороший показатель повышает шансы на выигрыш нападающим противоборства с голкипером и соответственно на гол.
Passing Важен при использовании тактики Short или Mixed пасом. если он плох, то используйте long ball.
Penalty Taking Показатель говорит сам за себя. Но для штатного пенальтиста также важен высокий Influence. Вспомните Бекхема…
Set Pieces Вместе Long Shots и Crossing делает игрока специалистом по штрафным, свободным ударам и угловым. Но лучший способ узнать, кто хорошо выполняет стандарты – это игровая практика.
Tackling Важен для защитников и полузащитников оборонительного плана. вместе с хорошими Strength, Marking и частично с Aggression и Bravery делает защитника по настоящему великим.
Technique Один из самых важных показателей игрока. Особенно важен для игроков атаки. Позволяет обыгрывать игроков противника.

Mental

Aggression Определяет, насколько упорен игрок в противоборствах. Футболисты с высоким показателем будут чаще получать желтые карточки, но зато на поле будут бороться за каждый мяч.
Anticipation Ваши полузащитники с хорошим показателем будут лучше контролировать игровое пространство и создавать голевые моменты и соответственно вы будете обладать игровой инициативой. Также важен и для остальных линий. Лучше всего сочетается с Off the Ball movement и Decisions.
Bravery Важен для защитников и вратарей. Игроки с высоким показателем активнее борются за мяч.
Creativity Creativity – это способность создавать опасные моменты. Вы забьете много голов, если у вас есть полузащитник с высоким показателем creativity, но, как и везде есть свои исключения. Хорошо бы освободить такого полузащитника от оборонительных действий.
Decisions Быстрое принятие решений очень важно в современном футболе. Но решение должно быть ещё и правильным. Хорошо сочетать с Creativity и Passing.
Determination В матчах, складывающихся не в вашу пользу, игроки с высоким показателем determination способны переломить ситуацию на поле в свою пользу. Грубо говоря, игроки с высоким данным показателем не опускают рук до финального свистка.
Flair Игрок с хорошим показателем может стать героем матча и наравне с этим провалить следующий, ведь иногда лучше отдать точный пас, чем бить через себя с неудобной позиции. Не рекомендуется для команд использующих long ball.
Influence Главный показатель при выборе капитана, но учитывайте ещё и то, как относятся к игроку члены команды.
Off the Ball Один из самых важных показателей во всей игре. Ищите игроков с высокими Off the Ball, Pace, Positioning и Anticipation. Игрок с хорошим показателем может создать обороне противника много проблем.
Positioning Важен при использовании офсайдной ловушки и в некоторых других моментах.
Teamwork Если вы не из тех, кто предпочитает положиться на одного игрока и надеяться, что он решит исход матча, то ищите игроков с высоким этим показателем. Игра на команду и этим всё сказано.
Work Rate Сочетается с предыдущим показателем. Очень важен для полузащитни
ков, поскольку они выполняют большой объем работы. Должен сочетаться с хорошей Stamina.

Physical

Acceleration Показывает, насколько быстро игрок разгоняется до максимальной скорости. Важный показатель для вингеров и нападающих. Ну и в некоторых случаях для защитников, чтобы успели догонять нападающих противника.
Agility Очень важен для игроков top-flight football. В сочетании с хорошим дриблингом и акселерэйшином делает атакующего игрока великим.
Balance Умение сохранять равновесие в силовой борьбе с соперником. По своей природе футболист может быть хорошим футболистом и с низким показателем Баланса, но если ваш нападающий имеет хорошие Agility, Dribbling или Strength вместе с Балансом, то защитникам противника будет сложно выбить у него мяч.
Jumping С этим атрибутом всё просто. Вместе с показателем Heading, эффективен при срыве навесов противника в обороне и наоборот, полезен в атаке; если у ваших игроков высокие Bravery, Aggression и Jumping, то не забудьте установить им Hard Tackling, чтобы безраздельно властвовать в своей штрафной (также этот показатель отражает рост игрока - прим. Uzbek).
Pace Зачастую это показатель неправильно используется менеджерами. Игрок может обладать высокой скоростью, но обработать мяч не сможет, поэтому толку от такого игрока не много. Для того, чтобы по настоящему пугать оборону противника, игрок с высокой Pace должен иметь хорошие Flair, Dribbling, Agility и конечно Acceleration.
Stamina Значение выносливости нельзя преуменьшать, особенно когда вы используете Closing Down, Gung-Ho, когда ваши игроки совершают на поле много движений. Низкий уровень stamina может стать причиной того, что ваша команда пропускает на последних минутах матча. Я вас предупредил…
Strength Этот показатель важен при борьбе за мяч, своего рода цепкость, нужен защитникам. Квалифицированные защитники совершают меньше фолов. Вам могут понадобиться несколько игроков, которые смогут играть на грани фола (имхо, скорее этот показатель отражает физическую силу игрока – прим. Uzbek).

Старение игрока
В последние годы футболисты бросили вызов возрасту в профессиональном футболе. Благодаря увеличенному вниманию тренировкам и диетам, профессиональные игроки могут играть на высоком уровне, разменяв и четвертый десяток. Приняв к сведению данную тенденцию, мы внесли изменения и в CM4, однако, пожалуйста, имейте в виду, что только профессиональные игроки с правильным отношением к себе будут пожинать результаты своих трудов. Игроки, которые не заботятся о себе, будут не способны выдерживать темп игры уже в раннем возрасте.

Пиковый Возраст
Вратарь 33
Защитник 31
Полузащитники 29
Нападающий 28

Наибольший прогресс способностей игрока обычно происходит до 24 лет. Имейте в виду, что данные ‘Пиковые Возрасты' только ориентиры и игроки будут иногда достигать максимума до или после этих возрастов.
Как и упоминалось выше, то, как долго игрок остается в 'пиковой форме', зависит от его отношения к себе и к игре. Игрок, который обладает высоким профессионализмом, и самоотдачей будет намного дольше оставаться в 'пиковой форме' чем непрофессиональный футболист. Возраст, в котором игрок склонен к завершению карьеры, зависит от его амплуа. Игрок, который все еще находится в отличном физическом состоянии (о чем можно определить по его stamina) и играет в основном составе команды, завершит карьеру намного позднее, чем игрок, который физически неподготовлен и играет в резерве или не часто выходит на замену.

Позиция ранний возраст выхода на пенсию
Вратарь – 35
Защитник – 32
Полузащитник – 31
Нападающий – 30

Рекомендуемые игроки
Эти игроки рекомендуется, если вы руководите клубом из низшего дивизиона в Англии (третья лига, конференция). Вы можете взять их в аренду или просто следить за ними, чтобы выбрать удачный момент для того, чтобы предложить им контракт. Рекомендовать игроков для известных команд я не буду, поскольку о них вы можете узнать из выпусков спортивных новостей.

Имя игрока| Клуб| Позиция|
Robert Poulter|Sheffield Weds (U19)| Goalkeeper|
Graham Stack|Arsenal (U19)| Goalkeeper|
Luke Steele|Man Utd (U19)| Goalkeeper|
Craig Pead |Coventry (U19)| Defender/Defensive Midfielder (Right)|
Liam Rosenior| Bristol City (U19)| Attacking Midfielder (Right/Centre)|
Leroy Lita| Bristol City (U19)| Striker (Centre)|
Alex Tiesse| Millwall (U19)| Attacking Midfielder (Centre)|
Liam Lake| Birmingham (U19)| Midfielder (Centre)|
Darren Carter| Birmingham (U19)| Midfielder (Left/Centre)|
Isaac Osbourne| Coventry (U19)| Defensive Midfielder (Centre)|
Michael Gillan| Bolton (U19)| Defender (Centre)|
Cherno Samba| Millwall (U19)| Striker (Centre)|
Freddy Adu| Unknown Club| Attacking Midfielder (Centre)|
Luke Moore|Aston Villa (U19)| Forward (Right/Left/Centre)|
Luke Steele|Man Utd (U19)| Goalkeeper|
Chris McGrath| Liverpool (U19)| Defender (Right/Centre)|
Robbie Shields| Leeds (U19)| Forward (Centre)|
J#233;r#233;mie Aliadi#232;re| Arsenal (U19)| Striker (Centre)|
Anton Ferdinand| West Ham (U19)| Defender (Centre)|
Abay Getahun Yordanos| Mebrat Hail| Striker (Centre)|
Farid Takrarit| RC Kouba| Striker (Centre)|
Kim K#228;llstr#246;m|Djurg#229;den|Defensive Midfielder (Centre)|

Денис Халаимов aka DenisH

В качестве послесловия от редактора.
Я старался сохранить, по возможности, авторскую орфографию. В некоторых параграфах пришлось вносить серьёзные коррективы, но, надеюсь, автор на меня не обидится. В любом случае, DenisH проделал огромную работу, за которую ему низкий поклон.
Данная версия «Hints and Tips by Marc Vaughan» охватывает пункты 1-5 оригинала. Пункты 6 и 7 будут переведены позднее.
Uzbek.

Статью прислал: RedDevil