После того как FIFA 2006 разочаровала даже самых упёртых поклонников футбольного мыла от Electronic Arts, стало предельно ясно, что Pro Evolution Soccer остаётся умом, честью и совестью footie-sim’ов ещё как минимум на один сезон. В конце концов, сугубо прикладная функция две тысячи шестой серии FIFA, вдохновенно, но без толку пытающейся передрать лучшие наработки Konami, развеивает последние сомнения насчёт того, кто в жанре главный.
Если честно, то на первый взгляд мне показалось, что Pro Evolution Soccer 5 – вполне традиционное продолжение истории, приглянувшейся значительному количеству людей (уровни продаж FIFA и PES в Европе примерно равны, что не может не радовать). Но всмотреться чуть внимательнее, и взору открываются бездонные глубины игрового процесса PES5, существенно изменившегося по сравнению с предыдущей частью. Нет смысла заводить долгий разговор о визуальной стороне – здесь Konami продолжает играть по прошлогодним правилам.
Уже с уверенностью можно сказать, что конкурировать с глянцевой картинкой FIFA японцы даже и не пытаются, зато никуда не делась беспрецедентно реалистичная анимация (в это трудно поверить, но движения игроков стали ещё более правдоподобными) и роскошная система повторов. Очень приятно, кстати, что появилась возможность играть на снегу. К тому же разработчикам хватило ума ввести в игру мяч оранжевого цвета специально для встреч в «сибирских условиях» (уверен, что дизайнеры FIFA до такого бы ни за что не додумались, и пришлось бы нам высматривать белый мяч на таком же поле).
Консервативный отбор стал очень сложен в исполнении, а вот подкат эффективен практически в любом эпизоде (раньше ситуация была прямо противоположной). Спринты от ворот до ворот теперь можно исполнять только самыми быстрыми и техничными игроками. Прохождение центра поля стало задачей весьма нетривиальной, а процесс непосредственно вскрытия последней линии обороны стал ещё сложнее. Судьи фиксируют фол и офсайд гораздо чаще. Тактические ухищрения, столь эффективные в Pro Evolution Soccer 4, здесь не работают. Без длительной тренировки сделать элементарный пас на ход практически невозможно. Все эти моменты очень важны, хотя бы потому, что из-за них приходится фактически учиться заново играть. Именно поэтому очень глупо считать PES5 update’om, втюхиваемым японцами за цену полновесного сиквела (впрочем, такой точки зрения обычно придерживаются лишь самые упертые FIFA-маны ).
Вообще же компьютер стал играть гораздо агрессивнее. Выиграть свободное пространство для удачной комбинации стало практически невозможно – нужно или устраивать головокружительную перепасовку, или совершать резкий и отчаянный рывок, неожиданный даже для самого себя. Во втором случае компьютер либо посылает за вами двух-трёх игроков, либо его полузащита и оборона отступают назад и сжимаются у своих ворот, образуя механизм, взломать который крайне сложно. Как и прежде, очень важно уметь использовать ключевых игроков своей команды. Уэйн Руни (Wayne Rooney) может протащить мяч через всё поле, обвести всю защиту соперника и пробить с тридцати метров «в девятку». Алессандро Неста (Alessandro Nesta) – мастер подката, и не раз спасет вас от гола. Эдгар Давидс (Edgar Davids) контролирует весь центр поля и обладает безупречным коротким пасом. Именно “star player” должен в главные моменты матча сыграть «за себя и за того парня». И поэтому крайне важно выбрать правильную формацию, но ещё важнее – уметь правильно «вписать» в неё своих игроков.
Наверное, стоит, наконец, объясниться, почему же Pro Evolution Soccer 5 теперь уже не просто лучше, а… хм… гораздо лучше, чем любая из последних версий FIFA. Среди неискушённой публики широко распространено (ошибочное) мнение о том, что PES – игра излишне вязкая и слишком медленная, а чтобы получать от неё какое-либо удовольствие необходимо погрузиться в неё с головой, и только тогда наступит долгожданное просветление. Теперь тех, кто так считает, ожидает большой сюрприз.
Помимо «хардкорности» игра прибавила и в интенсивности, да так, что от Pro Evolution Soccer 4 теперь разве что в сон будет клонить. За каждый мяч можно (и нужно) бороться, а самоубийственный бросок в немыслимый подкат (двумя ногами и сзади, в пределах собственной штрафной) сейчас вполне может принести успех. Становится очевидно, почему удары стали, пардон, смачнее, почему подкаты стали эффективнее обычного, «гуманного» отбора, и зачем разработчики мучались над реалистичными отскоками мяча. Игра теперь проходит на немыслимой скорости, ничуть не потеряв в изящности, сложности, монументальности.
Чтобы получить от PES 5 море пресловутого «фана» отныне не нужно уметь хорошо в него играть. И, тем не менее, футбольный сериал от Konami по-прежнему жесток к нетерпеливым игрокам, не желающим постигать мелочи, из которых складывается мастерство. У новичка нет абсолютно никаких шансов против умелого оппонента. Возможно, у вас молниеносные рефлексы, или вы гениально играете в FIFA, или у вас четыре руки – все равно первый свой матч в Pro Evolution Soccer 5 на серьёзном уровне сложности против опытного соперника вы проиграете. Это, если кто не понял, означает безупречность отладки внутренней механики игры. И ещё один очень важный момент: в FIFA гол обычно пропускается из-за того, что управляемые компьютером игроки внезапно превратились в Суперменов, забегали в два раза быстрее и запрыгали в два раза выше. Поэтому игра в FIFA на высоком уровне сложности – занятие крайне вредное для нервов и психической устойчивости. В PES5 же после пропущенного гола злиться можно лишь на себя и свою невнимательность.
К сожалению, ставить десятки я не люблю, поэтому придётся к чёму-нибудь придраться. Сразу бросается в глаза отсутствие лицензий на название и составы некоторых клубов – например, милая сердцу автора этих строк команда Manchester United проходит здесь под скромным названием Man Red. По всей видимости, японцы прекрасно осознают, что фанаты любимую игру не бросят и за недельку склепают патчик, который устранит все неточности. Непосредственно во время матча на трибунах почему-то отсутствуют зрители, наличествующие в скриптовых сценках. Учитывая, что при использовании самой удобной камеры Wide трибун почти не видно, назвать это существенным недостатком тяжело. К тому же шум стадиона теперь реализован значительно лучше, чем в предыдущих сериях.
Как и прежде, ужасны комментаторы. Второй же матч в Master League был представлен не иначе как «борьба за выживание в лиге». Вскоре закадровые товарищи с микрофонами были отключены, ибо обманывать нехорошо. Музыка в игре стала повеселее, но до сверкающих высот саундтрека FIFA 2006 все равно не дотягивает.
Кажется, что ушлые японцы предусмотрели всё. Составные части игры, и без того отполированные буквально до зеркального блеска, складываются в натуральный шедевр без единого действительно слабого места. Конечно, всякая безупречность подозрительна по определению, но это не повод игнорировать поистине эпохальный продукт.