Рецензия на FIFA 2008 от 7wolf.Ru

Только раз в году

Эта история стара как мир. EA Canada весь год сулит революционные изменения, а осенью приходит пора разочарований. Обещанные новшества исчезают вместе с последними строчками пресс-релиза, а игрокам вновь приходится уповать на следующий год. Стоит ли говорить, что FIFA 08 - не исключение из правил?

Будь круче!

Впрочем, не все так плохо. Пальму первенства по недостаткам пока держит NHL 08. FIFA 08 несмотря на пессимистичные прогнозы в итоге получилась такой, какой ее все ожидали. Авторы вновь в процессе разработки придерживались проверенного плана: взяв за основу FIFA 07, они подкрутили несколько винтиков в игровой механике, обновили составы команд, добавили пару штрихов, чтобы не бросалось в глаза разительное сходство двух последних версий. Сколько раз подобный трюк проворачивали перед нашими глазами? Четыре-пять раз? И все ведь давно привыкли...

Но, повторимся, драматизировать по этому поводу не стоит. Вожделенное чудо отложили до лучших времен. Туда же в долгий ящик положили долгожданную революцию серии. Но несмотря на это FIFA 08 вновь смогла удивить и порадовать своих поклонников. Хотя и без огрехов не обошлось.

В FIFA 08 традиционно мало новшеств. Расхваленный в многочисленных пресс-релизах и превью режим Be A Pro ожидаемо стал главной козырной картой EA против Konami c Pro Evolution Soccer 2008. При всем при этом суть новинки очень проста: вместо командования всем клубом нам доверяют по выбору управлять одним игроком, выполняя определенную роль на поле. Любопытно, что довольно таки вторичная идея позволяет разнообразить игровой процесс. Возглавить целую команду или отвечать за действия единственного футболиста - две совершенно разные вещи. Во втором случае приходится брать на себя определенные полномочия, выполнять одни обязанности (для нападающего: забивать мячи, для полузащитника - отдавать голевые передачи, и т.д.) забыв про другие, часто открываться во время атак, то и дело выпрашивать передачу (по умолчанию кнопка паса, что логично), а также постоянно следить за своим игроком. То парень под вашим контролем забежит в офсайд, то начнет таранить рекламные бортики, то застрянет в сетке ворот соперника. В общем, беда с ним. Причем постоянно находиться в поле действия камеры невозможно. Поэтому радар в нижней части экрана - неоценимая помощь и ваш лучший друг в Be A Pro. В конце матча подводятся итоги. Просчитывается буквально все: процент удачных передач и ударов в створ ворот; суммарное расстояние, что пробежал игрок за весь матч; количество запросов на получение передачи, опять же, за весь матч... Занимательная статистика не несет никакой пользы, но служит хорошим показателем эффективности действий игрока на поле.

Совершенно другим предстает Be A Pro во время футбольного сезона. Be A Pro - Co-op Season предлагает целый комплект интересных новшеств, нежели обычный матч. В чем-то этот режим очень напоминает Superstar из Madden NFL 08, пользующийся большой популярностью у поклонников серии. Здесь предстоит отыграть целый сезон за отдельного игрока (или игроков: можно выбрать до четырех футболистов) или создать своего, отправив его в какой-нибудь "Манчестер Юнайтед" или "Интер". Помимо вышеназванных обязанностей, есть еще ряд условностей, которые делают Be A Pro - Co-op Season, пожалуй, самым интересным режимом в FIFA 08. Во-первых, перед каждым матчем вашему подопечному выдают задания типа "оформи хет-трик", "отдай 10 точных передач", "не нарушай правила в течение всей игры". Во-вторых, выполнение/невыполнение "миссий" чреваты получением поощрительных/карательных санкций. По традиции в конце каждого матча показывают статистику, а также еще одну таблицу, в которой ведется подсчет баллов за успешно пройденные испытания и выводится итоговая оценка футболиста. Ну и в-третьих, успешно действуя на поле, игрок зарабатывает очки опыта, которые можно и нужно потратить на прокачку вашего протеже. К счастью, с балансом в FIFA 08 все в порядке. Футбольной "экспы" дают немного. Чтобы средненького полузащитника превратить в звезду мирового класса потребуется больше двух сезонов.

Еще один новый режим, руки которого растут из Be A Pro - это Zone Play. Суть та же, но вместо одного игрока мы управляем целой линией: нападение, защита или полузащита. Опять-таки геймплей строится немного по-другому, чем при участии одного футболиста или всей команды. Соответственно финальная статистика составляется из совместных усилий всех игроков линии.

Старые режимы в нынешней версии изменились лишь деталями, либо вообще остались нетронутыми. К числу вторых относятся турниры, тренировка и национальные чемпионаты; даже бонусы полностью перекочевали из FIFA 07 - ни тебе новых мячей, ни новых бутс. В этом году футбольных лиг стало ровно 30, три из них - новые. Это чешская Gambrinus Liga, австралийская A-League и ирландская FAI Eircom. Как с командами, так и со стадионами у "электроников" никогда не было проблем. В версии'08 собрано более 50 стадионов мирового уровня, среди которых Anfield, San Siro, Stamford Bridge, Wembley Stadium и Old Trafford.

Любимица фанатов - интерактивная лига - за год не только подросла и обзавелась огромной армией фанатов, но и избавилась от некоторых недостатков. Так, частые обрывы связи прямо во время матча - практически пережиток прошлого. Конечно, многое зависит от качества интернет соединения, но EA со своей стороны приложила все усилия, чтобы подобных инцидентов стало как можно меньше. На момент написания статьи желающих сразиться на футбольном поле с реальными соперниками более чем предостаточно. Правда, иногда EA не справляется с наплывом желающих поиграть и серверы по несколько минут "висят"...

"Карьера" изменилась лишь "вступлением". В предсезонье можно сыграть до четырех товарищеских матчей с любой командой, дабы полностью определиться со стартовым составом и посмотреть на действия игроков на поле. Но в целом - та же FIFA 07. Трансферы, поддержка болельщиков и руководства клуба, тактика, статистика лучших бомбардиров и ассистентов. Если честно, порядком надоело. "Карьере" требуется перестройка.

Ну а среди маленьких сюрпризов - возможность создать не только своего игрока (к слову, конструктор остался тот же, без изменений), но и команду. Название клуба, логотип, звездный состав, стадион мирового уровня, цвет домашней и выездной формы. Наконец, отныне можно не только корректировать формации команд и национальных сборных, но и создавать собственные расстановки.

Истинное лицо аркадного футбола

Кажется, поток претензий фанатов к разработчикам насчет игрового процесса не иссякнет никогда. В прошлом году "электроники" заслуженно получили пару оплеух за проблемные скрипты и чудачества вратарей. В этом году очередная попытка авторов заслуживает одобрения, но и критики получит сполна. Первым делом EA Canada занялась тщательной проработкой анимации движения футболистов. "Топорные" и неуклюжие телодвижения игроков заменили на новые, более правдоподобные. Физика мяча - одно большое достоинство FIFA 08, постепенно двигающее серию к реалистичности. "Кожаный" натурально прыгает, отскакивает от штанги или перекладины, не приклеивается к футболистам намертво. В общем, фанаты таки дождались. Отличная анимация плюс правдоподобное поведение мяча - вот и все, что нужно было FIFA 08.

Забивать стало сложнее. Позиции, с которых каждый второй мяч влетал в ворота, практически исчезли. Вратари стали меньше ошибаться на выходах и вообще меньше совершать непростительных ошибок. Полевые игроки тоже местами удивляют слаженной работой в защите, интересными атаками и минимум брака при передачах.

Старый грим

Визуально FIFA 08 по-прежнему выглядит ужасно. Бледная палитра в неудобном главном меню и уродливые модели нагоняют тоску, а блюром авторы уже начали затыкать все дыры графического движка, лишь бы сработало. Увы, не помогает. Радуют лишь качественно сделанные физиономии футболистов. Узнать в лицо Рональдиньо, Анри Терри и других игроков мирового уровня легко. А вот всем остальным крупно не повезло: их обделили личными физиономиями, взяв за основу так называемые шаблоны, заготовленные разработчиками.

С нашей сборной творятся какие-то неописуемые чудеса. К ужасу болельщиков ПФК ЦСКА Сергей Игнашевич превратился... в Виктора Онопко! Братья-близнецы Березуцкие - словно чужие друг другу люди, настолько они не похожи. Юрий Жирков неожиданно оброс щетиной, а Андрей Аршавин перекрасился и стал смахивать на рыжего Андрея Григорьева-Апполонова из группы "Иванушки Int". К счастью, на этом "угадай-ка" разработчиков закончилась, и выяснить состав сборной они решили у проверенных источников. В итоге в резерве нашей команды можно найти даже тех игроков, которые не сыграли пока ни одного матча. Например, Евгения Савина.

Приятно порадовало музыкальное сопровождение игры. В саундтрек нынешнего года по традиции вошли композиции исполнителей Старого Света. Заводные танцевальные треки, рок, регги. Сборная солянка песен придется по вкусу даже придирчивым ценителям музыки. Но как и в случае с NHL 08, известных имен в саундтреке нет. Одни только экспериментаторы, да новички в музыкальном бизнесе.

Думы и былое

Думаете, все так плохо? Да, все так плохо, если учитывать тот факт, что Pro Evolution Soccer 2008 с вагоном и маленькой тележкой нововведений и nextgen-графикой мчится на полной скорости на экраны наших с вами мониторов. С другой стороны, чего уж там, все мы прекрасно понимали, чего ждать от EA. Знали, что FIFA 08 делали на основе старого движка? Знали. Предсказывали, что новшеств будет совсем мало? Сотню раз! Не раз наступали на грабли... В конечном счете, FIFA 08  за прошедший год ведь хуже не стала. Старомоднее и уродливее - да; хуже в плане игрового процесса - нет.

Конкурировать с извечным японским врагом FIFA 08 все равно по плечу. Поклонники серии останутся преданны ей даже тогда, когда она начнет полностью деградировать - за что им честь и хвала. Но определенную аудиторию у FIFA Konami в этом году точно отвоюет. То есть мы с вами, друзья, стоим на пороге того времени, когда EA Canada сама себя загнала в угол и теперь филонить не получится. Это не значит, что авторы одумаются и нам стоит ждать долгожданных перемен. Но ведь так хочется верить в чудо...

Автор: Alyona Orlova