Страна старых граблей
В контексте нашего сайта довольно часто можно встретить в статьях слово "халтура". Не то чтобы мы все здесь снобы или совсем наелись и устали от игр, что ничем нас не удивишь, но бывают такие моменты, когда по-другому очередное уродство игровой индустрии назвать сложно (хотя, нет, есть еще одно прекрасное слово - "трэш"). В особенности это правило применимо к российским проектам, к которым мы всем сердцем питаем нежную любовь. За примерами можете сбегать в раздел обзоров. Там с распростертыми объятиями вас встретит персональный фаворит вашей покорной слуги - чудище "Меченосец" за авторством Васи Пупкин. Ну а среди новинок отметить можно "Параграф 78", который, надеемся, не повторит судьбу киношного брата, и делиться на две половинки не станет. Зарубежные разработчики тоже не безгрешны. Навскидку сразу вспоминаются Red Ocean и Alpha Prime - чем вам не чистой воды халтура? А вот жанр, целиком отданный на растерзание спорта, "трэш" и "халтура" постоянно обходят стороной. Нет, их там тоже предостаточно. Вспомним Boxing Manager - лучший боксерский менеджер, но только потому, что конкурентов на PC у него нет. А без поблажек - трэш. Но законы этого жанра таковы, что в случае с той же Boxing Manager, никто на нее обращать внимание не станет. Ибо некому симулятор и менеджер бокса, по сути, не нужен, кроме кучки фанатов данного вида спорта. Исключениями из правил являются действительно популярные тайтлы, ежегодно обновляющиеся. Речь о таких играх издательства Electronic Arts, как NBA, NHL, Madden NFL и FIFA. Среди сторонних студий нельзя не упомянуть о Konami и ее Pro Evolution Soccer. Вот на них обращено миллион взоров. И в случае окончательно отвратительного состояния проекта на них обязательно польется душ критики и сквернословия. Да вот только до этого момента разработчики особого не расслаблялись и не выпускали совсем уж никудышные игры. И вот случай под руку подвернулся...
Спасибо, Electronic Arts! Спасибо за то, что вы в который раз сочиняете потрясающие анонсы, а мы опять попадаемся на ваши хитрости и верим в лучшее. Получился замкнутый круг. Анонс, море обещаний ("новый/улучшенный графический движок, доработанная анимация движений, переработана физика мяча и искусственный интеллект" - знакомо, не правда ли?), релиз, море негодований. Это прекрасно. Дни сменяют месяцы, а месяцы - годы. А воз и ныне там. Ничего не изменилось. И если вы закоренелый оптимист, тогда сможете найти плюсы. И, только не смейтесь, они на самом деле есть, если глубоко копнуть в историю серии. Но о них мы поговорим позже.
Неладное в футбольном королевстве
Первой ласточкой, извещавшей о том, что теперь в серии FIFA не найдется место Лиге Чемпионов, стала UEFA Champions League 2004-2005, посвященная, собственно, главному клубному турниру Старого света и только ему. Идея, конечно, высосана из пальца, но EA не впервой вытворять подобные трюки. Версия 2006-2007 является продолжением банкета, где помимо обновленных ростеров вы больше ничего не найдете. На всякий случай, если нас читают новички виртуального футбольного ремесла, - уважаемые, обновить составы команд в соответствии с реальным положением вещей можно попросту скачав маленький патч и установив его. При этом вас не попросят заплатить примерно $60 в копилку и без того богатой мегакорпорации. Жадность, к счастью, не владеет простыми игроками, как мы с вами, поэтому они не просят деньги за очередной апдейт.
В чем сразу замечаешь сходство с предыдущей версией, так это в интерфейсе. Те же прежние темные тона, громоздкие меню. Отбросим в сторону разговоры насчет того, что он по-прежнему полностью приготовлен для владельцев консолей и опять зашит в рамки фиксированного разрешения 800X600. История повторилась, так что на больной теме, продолжающейся уже который год, заострять внимание не станем. Отметим лишь, что за прошедшие годы гигантизм меню и таблиц в игре вызывает еще большее недоумение. Да и смена основного цветового фона на более светлый, игре не помешало бы. А то разглядывать, что написано в менюшках - развлечение не из приятных. Еще и зрение испортишь.
Среди новинок отметим очередную смену комментаторов. В последнее время в этом отношении у EA происходит форменный балаган. Ведь как было раньше? Неистребимые Джон Мотсон (John Motson) и Алли Мак-Койст (Alistair McCoist) своими занудными и гнусавыми голосами вещали, что "матч окончен, это было интересное зрелище" и прочие фразы, служащие прекрасным снотворным поздним вечером. Создатели прислушались к просьбам игроков и вот что из этого получилось. Комментаторы стали сменять друг друга с бешеной скоростью. Появлялся новичок, как в следующей части его заменял новый диктор. В прошлом году произошла очередная замена, но теперь, наверное, последняя. Клайв Тайлдесли (Clive Tyldesley) и Энди Таунзенд (Andy Townsend), похоже, надолго обосновались в кабинке для дикторов. Что не может не радовать. Постоянство - это хороший признак стабильности. С другой стороны, разницы между старыми комментаторами и новыми нет в принципе никакой. Что те, что другие зачитывают текст сухо и по возможности пытаются острить, придать собственной речи жизни, да только не получается. По крайней мере, испытать ощущение, будто смотришь трансляцию матча по телевизору, не получится.
Одно из главных преимуществ серии по сравнению с конкурентом Pro Evolution Soccer было музыкальное сопровождение. Именно "было" потому что в UEFA Champions League 2006-2007 от былого величия музыки всего света не осталось и следа. Всего двенадцать (!) треков и ни одного от известных исполнителей. Для сравнения: в FIFA 07 композиций было ровно сорок, то есть в три раза больше. Непонятно, либо в EA и на этом умудрились сэкономить, либо причина в другом и мы ее понять не можем. Из саундтрека вспоминается парочка песен, остальные не то чтобы не запоминались. Они банально не хиты и не заводные композиции, под которые с удовольствием забиваешь мячи. Даже в таком не проигрышном варианте, "электроники" постарались максимально напортачить. Это из разряда тех пятен, которые не смыть, то есть не оправдать
Про Бетховена, Пастернака, Толстого и всех-всех-всех
Тут мы подходим к самому интересному - геймплею. В последнее время авторы, боясь слишком большой конкуренции со стороны Pro Evolution Soccer, решились на кардинальные изменения в игровом процессе. Правда, процесс видоизменения механики игры проходит чересчур медленно. Кроме того, большинство из нововведений позаимствованы у извечного японского врага. Тем не менее, постепенный переход от аркадности игрового процесса к реалистичному футболу, пускай и не безболезненно но, проходит. Однако в UEFA Champions League 2006-2007 медленное движение вперед приостановилось. Следующий скачок в плане геймплея стоит ожидать в FIFA 08. А пока приходится играть в версию образца 2007 года. Правила не изменились: гоняем мячик по полю, без проблем обыгрываем противника. Скудность голевых моментов по-прежнему выдает все подноготную механики игры. В результате мы снова забиваем кучу шаблонных мячей с одних и тех же позиций. Пару десятков матчей вполне хватает, чтобы назубок выучить местоположения беспроигрышных точек.
Есть и плюсы. Физика мяча, без дураков, снова усовершенствована, а анимация футболистов достигла, наконец, того состояния, когда ее можно назвать реалистичной, а не похожей на движение роботов. Как ни странно, повысился показатель IQ у наших оппонентов. Они стали быстрее соображать, в результате чего скорость атак возросла в несколько раз, что в свою очередь повысило динамику матча. "Электронные болванчики" неплохо обороняются, особенно хорошо играют на втором этаже. Впрочем, они все еще не забыли, что значит "напортачить", а вратари так и вовсе выдают цирковые номера один за другим. Не спасает даже World Class - высший уровень сложности.
Козыри
В преддверии релиза игры из стана EA Canada сообщили, что мы можем не ожидать новых режимов. Авторы молодцы, они сдержали обещание. В финальной версии действительно нет ничего нового. Помимо обыкновенной товарищеской игры, есть еще режим Лиги Чемпионов, где вам необходимо будет привести свою команду к чемпионству, и нечто вроде режима "Карьеры", но в укороченном виде. Так, присущая серии FIFA система менеджмента здесь отсутствует. Вместо этого вас заставят выполнять поручения руководства клуба. То есть если вас попросят продать лидера команды или выпустить новичка в стартовом составе, то вы просто обязаны это сделать, иначе погонят в шею. Провалите задание - не сомневайтесь, уволят. В данном режиме не приветствуется вольномыслие, а вот пустое выполнений заданий от руководства клуба (читай: компьютера) позволит вам прожить еще несколько виртуальных недель на тренерском мостике. Стоит ли говорить, что интерес к выполнению заданий, выдаваемых компьютером, отпадает мгновенно?
Главным козырем по-прежнему является лицензии. В игре представлено шестнадцать национальных чемпионатов, так что обладателем Кубка чемпионов можно сделать не только реальных участников турнира. Но вот с представителями других стран, не относящихся к крупным первенствам, произошла осечка. Как вы наверняка помните, в прошлом году в групповом турнире Лиги Чемпионов участвовали сразу два наших клуба - "Спартак" и ЦСКА. Так вот ожидание чуда было, наверное, самым приятным временем для российских фанатов. А когда состоялся релиз... Скажем так, большей бури хохота у российских геймеров подобные выкрутасы EA насчет Российского первенства никогда не вызывали. Лицензию разработчики так и не удосужились получить, поэтому навыдумывали такого, что держаться за живот в процессе смеха придется неоднократно. Например, полузащитника "Спартака" Моцарта нарекли Бетховеном (жаль не Сальери), а нападающего ЦСКА Вагнера Лава теперь величают не иначе как Вальтер Лопес. О подлинности составов говорить не приходится. А о правильно распределенных скиллах и подавно. Так, в составе красно-белых капитан и лидер команды Егор Титов считается чуть ли не самым слабым игроком. Его не только по уровню игры опережают сотоварищи по основному составу, но и большинство запасных, включая неопытную российскую молодежь. А самым лучшим футболистом считается австриец Мартин Штранцль. Что касается армейцев, то с ними ситуация менее плачевная, но до полной достоверности ей далеко. Кстати, помимо российских клубов лицензиями обделили две украинские команды: донецкий "Шахтер" именуемый здесь лаконичным "Donetsk" и киевское "Динамо". Последний клуб носит имя "Kyiv". Список неудачников также пополнило бухарестское "Динамо" ("Bucharest"). Не иначе как в Румынии дела с лицензированием команд - дело долгое и невыполнимое.
Но еще больше удивили логотипы. Они напоминают неудачный эксперимент начинающего и пока еще неопытного игрока, сдуру решившего заняться производством модификаций. Именно они, а не всякие там Бетховены и Пастернаки наглядно демонстрируют отношение сотрудников EA Canada к своей работе. Такое воплощение команд - это не потому что халтурить умеем. А потому что, простите, руки не из того места растут. Чем-то эта ситуация похожа с Pro Evolution Soccer. Нам предлагают эдакую мини-игру "угадай настоящее имя игрока". К счастью для разработчиков их детище очень дружелюбно к различным любительским патчам и модам. Так что осталось только дождаться очередного любительского мода от наших соотечественников.
Говорить о том, как визуально выглядит UEFA Champions League 2006-2007, особого резона я не вижу. Старый-престарый графический движок, который черт знает сколько лет пашет на славу серии и с каждым годом становится все дряхлее и дряхлее. Детализация - не смешите! Игроки уже перестали быть похожими на свои реальные прототипы. И это касается всех, а не только неизвестных игроков. Картинку по обыкновению замазывают тоннами блюра. С годами его вообще становится больше. Такое ощущение, что EA купила завод по производству блюра и теперь распространяет его во все свои проекты, как дополнительный контент. Словно блюр играет роль грима. В результате местная картинка просто поражает убогостью. Настолько ужасно еще не выглядел ни один футбольный симулятор от EA.
Если раскладывать нынешнее положение на пальцах, то вот что выходит. Мы и раньше порядочно ругали серию за слабенькую графику и полную ориентацию проекта на консоли. Однако постоянно ловили себя на мысли, что не все так плохо. Ведь есть аркадный геймплей, не надоедающий спустя длительное время, имеется шикарный саундтрек, в наличии также огромный набор лицензированных команд - такое ни одному конкуренту не снилось. И этого вполне хватало. За, грубо говоря, богатство издательства EA мы любили серию. Потому что <электроники> никогда не жалели денег на продвижение своей серии и закупали для нее все самое лучшее и дорогое. Но в UEFA Champions League 2006-2007 ничего подобного нет. Серия FIFA и все ее отростки, посвященные всевозможным клубным и национальным турнирам, какими бы они допотопными не были, все равно показывали мощь и силу издательства. Они наглядно демонстрировали: чтобы ни случилось, серия все равно будет чувствовать себя прекрасно. Но в случае с UEFA Champions League 2006-2007 мы видим скорее бюджетность а-ля Konami.
И если у его собрата нацеленного под Xbox 360 найдется хотя бы пара весомых преимуществ, на которые можно обратить внимание, но потом обязательно не забыть бросить слащавую коробочку с игрой в мусорное ведро, то в PC-версии вообще ничего нет, кроме названия. Так называемые джокеры, за которые игре можно если не все, то многое простить, неожиданным образом дали сбой. Сначала минимум отличных композиций, а затем проблемы с лицензиями и в конец устаревший графический движок сделали свое дело. Ответ на вопрос "стоит ли брать" отложите на потом, когда выйдет FIFA 08.
Доколе?
Тут важно понимать тот факт, что вопрос "доколе?", уже не стоит на повестке дня. Мы его сняли, дай бог памяти, года три назад. В чем дело, что происходит с серией, сколько еще готовы халтурить в EA Canada, и сколько это будет продолжаться? Честно говоря, нам надоело это уже выяснять, да и толку-то от этого? Это уже стало дурной традицией, которая примерно два раза в год повторяется. Проследите четкую тенденцию. Если на год приходится Чемпионат Мира или Европы, то лето без присутствия футбола на экране вашего монитора не обойдется. Если мировых первенств нет, на помощь придет ежегодная Лига Чемпионов. Раньше нам вполне хватало одной "фифа", выходящей, как правило, осенью. А что сейчас делать сразу с двумя играми, отличающимися только названием, задаются миллионы геймеров. Это как ситуация с обложками трех игр по "Волкодаву". Мол, найди десять отличий. Вот и выходит, что серия FIFA меняет одни названия на другие и предстает перед нами в одном и том же костюме. Меняется лишь отношение игроков. Спору нет, иногда "электроники" попадают прямо в точку, и мы получаем хорошую игру. Но те годы беспробудно забыты, поэтому сейчас неудачу сменяет неудача. Вопрос "доколе?" снова спрашивать не будем.
P.S. Насчет итоговой оценки кое-что проясним. Объективно UEFA Champions League 2006-2007 заслуживает финальную оценку, но на балл больше. Эту самую дополнительную "единицу" мы удалили именно из-за наплевательского отношения авторов к игрокам. Собственно, за халтуру. В любом случае, что первая, что вторая оценки - низкие, поэтому дать точный ответ о качестве продукта они обе могут.
Автор: Alyona Orlova