Во-первых, очень сложно отказаться от роли простого геймера, фанатеющего от каждой новой части знаменитой серии от Electronic Arts, и попробовать оценить все плюсы и минусы FIFA 14. Тем более, что сравнивать ее с предыдущей версией главного футбольного симулятора планеты очень тяжело. Они действительно очень сильно похожи. Во-вторых, я тестировал демо-версию «FIFA14» на игровой консоли PlayStation 3, поэтому буду рассуждать о впечатлениях игры с джойстиком в руке, а не клавиатурой.
Какие основные минусы выделяли критики FIFA 13? Главная претензия – однообразность. Однотипные голы, играть быстро становится скучно. Хочется чего-то другого, принципиально другого, но все, на что ты в состоянии повлиять – это уровень сложности. Искусственный интеллект оставлял желать лучшего: игроки двигались бессистемно, метаясь стадом от штрафной до штрафной. Никаких открываний, редкие забегания – уже счастье, никакого ощущения, что десять остальных футболистов твоей виртуальной команды, которых ты не контролируешь, играют в твою игру. Хочешь провести контратаку, а партнеры упаковываются в свою штрафную. Непорядок.
Далее, в FIFA всегда были неприятные детали, причем в большом количестве. Нюансы незначительные, но у «Жигулей» тоже миллион незначительных недочетов – в целом же автомобиль нормальный, ездить можно.
Итак, FIFA 14. Абсолютно новый стиль меню, чем-то отдаленно напомнивший меню в новых версиях Windows. Все эти кубы, которыми выложен экран, поначалу казались дико непривычными, тем более, что они еще и двигаются. Но выглядит это свежо и глаз не раздражает. Главное – разобраться, и это дело времени.
Выбор состава, тактика, схемы игры – все это и так было продумано до мелочей, и разработчики сделали то, что и должны были – не испортили того, что было. Решил сыграть за «Боруссию»: их состав позволяет опробовать как игру в пас, так и индивидуальные способности отдельных футболистов.
Поле, газон, стадионы – все кажется очень свежим. Преданные картонные болельщики остались, лица некоторых игроков все так же далеки от реальности, но в целом картинка стала намного приятнее глазу: стадион и поле стали еще более реалистичными. Быстро просматриваю тени игроков, трибун, оглядываю с помощью камеры повтора рефери. Тени соответствуют своим владельцам, никаких третьих ног и хвостов. Все в порядке.
Свисток. Игра началась.
Начинаю матч с серии передач между защитниками, чтобы попытаться понять, есть ли какая-то разница. Игроки двигаются совершенно иначе, нужно подводить игрока к мячу, если пас был выдан в недодачу. Прием мяча стал чуть более тяжелым, но от этого – более реалистичным. Теперь в FIFA нет такого ощущения, что какое ты направление передачи ни задай джойстиком, мяч все равно дойдет до партнера. Наконец-то нужно стараться, чтобы, во-первых, мяч был послан в ту сторону, в какую нужно, а во-вторых, чтобы принимающий игрок был первым на мяче.
Много писали о том, что теперь можно укрывать мяч корпусом, а также – о новой системе контроля мяча. Попробовал укрывать мяч корпусом – соперник меня обокрал уже через две секунды. Через полминуты попробовал снова. Укрывал три секунды, сделал рывок – вроде работает. Однако симуляторы, а тем более спортивные – штука очень динамичная, и укрывать мяч корпусом, когда главное – как можно быстрее передвигаться или передвигать мяч по полю – бессмыслица. Но EA снова сделала шаг навстречу реалистичности, и это круто.
Отдельно стоит поговорить о движении футболистов. Ничего инновационного Electronic Arts не предложили, однако игроки двигаются все же немного иначе. Вот, вроде, сейчас игрок потеряет равновесие и я заработаю штрафной – а он умудряется как-то устоять на ногах и пробежать еще метров пять. Движения стали более пластичными, и это очень заметно. Множество новых движений тела, что не делает игру какой-то сверхъестественной, но играть стало приятнее.
Много разговоров ходило о том, что в FIFA 14 искусственный интеллект будет намного лучше, чем в предыдущей части, и это становится заметно с первых минут игры. Когда ты убегаешь в контратаку, ты убегаешь не «двое на вратаря», после чего обычно следует передача на пустые ворота. Оборона действует слаженнее, никто не бежит сломя голову в атаку, всегда есть подстраховка. Команда грамотно перестраивается, каждый играет в своей зоне, и если в 13-й части «игра по зонам» носила скорее формальный характер, то в новой части, похоже, «игра по зонам» означает именно то, что должно означать.
Игра в атаке. Раньше футболисты двигались как получится. Теперь же они активно ищут свободные зоны, в которых предлагают себя. Появляется возможность делать передачи в разрез, на ход, начали проходить переводы на противоположный фланг, передачи на ход, которые раньше проходили очень редко ввиду того, что игроки твоей команды двигались не так, как хотелось бы. Наверное, усовершенствование искусственного интеллекта – самое главное из улучшений новой части FIFA.
Немного смущает то, что характеристики игроков все так же не всегда отражаются на футбольном поле. Непонятно, почему Карлес Пуйоль выигрывает скоростной забег у Обамеянга, почему Лео Месси снимает верх, когда рядом парит Матс Хуммельс, а Илкай Гюндоган без проблем оттесняет Жерара Пике от мяча. Но это проблема не только четырнадцатой FIFA, а всей серии игр в целом. Несколько отстранен от происходящего боковой судья, который во время замен держит табличку с номерами игрока вошедшего и игрока, покинувшего поле. Вместо их номеров на табличке четыре нуля: два зеленых и два красных. Правда, эти недочеты заставляют разве что нахмуриться и тяжело вздохнуть – в целом FIFA оставляет все такое же приятное впечатление от игрового процесса.
Если вам все равно, какими составами играть, будут ли игроки стараться удержать равновесие при стыке с другими игроками, если вас устраивал геймплей предыдущих частей, если вы не собираетесь опробовать новые сетевые возможности и апгрейды режима карьеры, если вы не хотите играть за донецкий «Шахтер» в режиме «Быстрая игра», то FIFA 14 вам не очень нужна. FIFA 14 нужна для тех, кто жаждет как можно более реалистичного виртуального футбола и для тех, кто с восторгом встречает каждое небольшое улучшение и без того классного симулятора.
Автор: Кирилл Воробьев. Источник: Eurosport.ru